По словам специалиста, на предгорных холмах Алматы категорически нельзя строить недвижимость. Он отметил, что эти возвышенности являются оползневыми.
"Это не скальные породы, на которые можно опираться. Это рыхлая глина, которая при насыщении водой ставится сливочным маслом. Если не трогать растительный слой, а лучше укрепить его деревьями и кустарником, то это не представляет особой проблемы. Поэтому в советское время их не застраивали, а разводили на них яблоневые сады, что было вполне логично и разумно.
На холмах стали массово появляться коттеджи, потом целые районы, которые не канализованы и не дренированы. Вся дождевая вода и канализация, которая скапливалась в выгребных ямах, стала просачиваться в больших количествах в грунт. Там она, естественно, встречает где-то водоупорные слои, собирается в линзы, и теперь холмы представляют собой реальную угрозу жизням людей.
Кстати, перестаньте уже называть свои выгребные ямы септиками. Септик - это часть очистной системы. А тот колодец, куда собирается канализация частного дома, к очистке не имеет никакого отношения. Он называется выгребной ямой. Она ничего не очищает, она только отравляет грунт и подмывает его", - сказал Айдар Ергали.
Айдар Ергали отметил, что трещины и промоины образовались в этом году. Он заявил, что если городские власти в сложившейся ситуации не будут ничего предпринимать, то "скоро случится страшная трагедия".
"Это сложнейшая задача, требующая огромных денег, которых нет. Помимо финансирования, нет очевидных инженерных решений. Я, будучи архитектором и проживая в этом городе всю жизнь, часто видел попытки укрепить основания под зданиями на холмах. Но всегда скептически относился к их эффективности. Ведь глубина оползневого слоя может исчисляться сотнями метров. Сползает оползень огромными пластами, на которых могут стоять целые районы, и пытаться удержать все эти много миллионов тонн земли сваями или какими-то другими приспособлениями - все равно что пытаться удержать торт зубочисткой. Причем торт высотой с этаж", - заметил он.